Бизнес-стратегия, разработка новых продуктов, исследование

Анализ рынка корпоративных мессенджеров
и перспективы развития

Компания «Манго» предоставляет услуги телефонии и дополнительные сервисы для b2b-сектора. Mango Talker — это мессенджер, который, с одной стороны, дает возможность бизнесу удобно работать со звонками клиентов в любом месте, и, с другой стороны, он обеспечивает быстрое и защищенное общение внутри команды.
Определить путь развития Mango Talker, найти его нишу как самостоятельного продукта для малого и среднего бизнеса и создать модель монетизации: как и за счет чего можно зарабатывать больше.
01
На рынке представлено множество как платных, так и бесплатных мессенджеров, каждый из которых имеет свои требования и закрывает потребности разных бизнесов. Мы должны были определить особенности конкурентных продуктов и понять, что конкретно может быть интересно в рамках Mango Talker.
Задача
Проделанные работы
02
Анализ рынка корпоративных мессенджеров, трендов и потребностей бизнеса (в том числе CustDev)
Определение, оценка и анализ основных конкурентов
Выявление ожиданий и предпочтений представителей среднего и малого бизнеса по продукту «корпоративный мессенджер»
Формирование рекомендаций по изменению самого продукта, позиционирования и продаж
Мы анализировали открытую информацию, количественный опрос клиентов «Манго», делали качественные опросы и тестировали гипотезы.
03
Сперва мы изучили историю развития корпоративных мессенджеров. В начале были созданы текстовые мессенджеры. На смену им пришли публичные, самым популярным из которых был ICQ. Затем начали появляться видеофункции, и популярность получил Skype, предшественник Microsoft Teams. Далее вместе с появлением смартфонов свое развитие получили WhatsApp, Zoom, Slack. Сейчас все эти большие сервисы стремятся замкнуть клиента в экосистеме, которую он не захочет покидать.
Процесс
Текстовые мессенджеры
Первые корпоративные мессенджеры (США)
Публичные мессенджеры
ICQ, MSN, Yahoo
Lync (только тексты, предшественник Teams)
Skype – публичный ВКС и доступная IP телефония
Мессенджер
в смартфоне WhatsApp, Zoom, Slack
Мессенджер – часть экосистемы, рост интеграций
Teams
1960–1995
1995
2000е
2010е
2020е
Мессенджеры привлекают аудиторию за счет внедрения функций, в связи с чем выделяют минимальный и расширенный набор.
МИНИМАЛЬНЫЙНАБОР — чаты, групповые чаты, звонки, групповые звонки, видеозвонки, пересылка документов. Потребность в них полностью перекрывается WhatsApp, кроме интеграции с корпоративной сетью.
РАСШИРЕННЫЙ НАБОР — демонстрация экрана (мессенджер, совмещенный с видеоконференцсвязью), интеграция с хранилищем документов, совместная работа над документами, звонки на внешние номера, подключение ботов. Именно эти функции присутствуют в корпоративных мессенджерах по умолчанию.
Стоит отметить активное развитие рынка видеоконференцсвязи (ВКС). Основной причиной чего стала пандемия COVID-19, вследствие которой возросла потребность в удаленной работе, учебе, медицинском консультировании, в формате гибридного офиса.
Корпоративные мессенджеры также активно наращивают аудиторию со старта пандемии. Продукты-заменители (WhatsApp, Telegram, Viber, Zoom, Skype) были и остаются популярными способами связи внутри компании. Причем они могут быть как основным способом связи, так и экстренным способом связи, если на другие респондент не откликается.
Когда мы изучали рынок мессенджеров, мы выявили, что для МСБ (малого и среднего бизнеса) каждый дополнительный инструмент должен решать конкретную задачу. Существует проблема зоопарка решений и ручного труда, но при этом ресурсов вкладываться в большую интеграцию нет. No Code интеграции будут плюсом при выборе решения. У МСБ есть «бизнес-боли», которые могут быть решены за счет интеграции мессенджера с используемыми программами, но мессенджер для бизнеса сейчас — не очевидное «ядро» интеграции.
При этом есть крупный бизнес и госорганизации, где все устроено по-другому. Они имеют специфические требования к мессенджерам — это интеграция в большие корпоративные системы, возможность внедрения через компанию-интегратора. Также для государственных компаний необходимо наличие сертификата безопасности. Таким образом, данный сегмент требует значительных усилий для выхода на него Mango Talker. И этот выход должен быть интегрирован в общую стратегию развития «Манго».
Хотите пример презентации по консалтингу?
Оставляйте заявку!
Также мы выявили, что бизнесу нужно от мессенджеров:
Важна доступная интеграция с привычными бесплатными и платными сервисами. При этом должны оставаться простота использования, высокая степень оптимизации и скорость.
Наличие легкой и удобной работы как с компьютера, так и с мобильных устройств. Неважно, откуда пользователь зашел, он видит всю историю переписки и все доступные ему файлы.
Возможность интеграции в мессенджер функций отслеживания выполнения задач (с аналитикой), доступ к дашбордам. HR-аналитика на основе Big Data анализа переписки.
Решение должно быть уже интегрировано с распространенными сервисами или предложено внедрение от одного из подключенных провайдеров услуг.
Мы также посмотрели на рынок мессенджеров через стратегию голубого океана и построили график. На нем стали видны сильные и слабые стороны известных мессенджеров, их особенности. Мы заметили, что где-то есть свойства достаточно распространённые, а где-то наоборот редкие, которые и становятся их уникальным торговым предложением.
Так, на данный момент Facebook*, WhatsApp** и Instagram*** активно развивают бизнес-сервисы: оплата через Facebook*, чат-боты бизнес-аккаунтов Instagram***, интеграции WhatsApp** и улучшение работы с групповыми звонками.
Учитывая, что внешняя аудитория для малого и микробизнеса важнее внутренней (количество сотрудников крайне невелико), то распространенность мессенджера и привычка к его использованию становится критичным фактором.
Далее мы сравнили Mango Talker с другими мессенджерами по нескольким параметрам и рассмотрели CJM в нескольких плоскостях.
Удобство внедрения
УДОБНЫЕ ИНТЕГРАЦИИ
БЕСШОВНАЯ ОМНИКАЛЬНОСТЬ
АНАЛИТИКА И ТАСК-ТРЕКИНГ
В итоге нашей работы мы определили три пути стратегического развития Mango Talker.
04
Каждое из направлений является самостоятельной коммуникационной стратегией для продукта.
Стратегическое развитие
Могут быть реализованы все три стратегии — и даже продвигаться одновременно с разным таргетингом. Часть функций пересекается между направлениями.

Также мы определили, что Mango Talker не может развиваться в отрыве от других продуктов Mango и должен стать частью его общей экосистемы.
*Facebook — принадлежит компании Meta, признана экстремистской в России
** WhatsApp — принадлежит компании Meta, признана экстремистской в России
**Instagram — принадлежит компании Meta, признана экстремистской в России